8 800 550 81 19

Конкурсная работа "Средневековый город в Западной и Центральной Европе XII – XVI веках"
Дата размещения 05.11.2014
Название работы: "Средневековый город в Западной и Центральной Европе XII – XVI веках"
Ключевые слова:

318
0
NAN

Министерство образования и науки Красноярского края

                 Краевое бюджетное образовательное учреждение среднего

  профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

 «Красноярский технологический техникум пищевой промышленности»

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по дисциплине

«История»

 

 

«Средневековый город в Западной и Центральной Европе

XII – XVIвеках»

 

 

План занятия.

 

По дисциплине: История.    

Тема: Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

Обучающая цель урока: систематизация и контроль знаний учащихся по разделу «Средневековый город в Западной и Центральной Европе в IХ-ХV веках»; обобщение и закрепление пройденного материала в игровой форме.

Развивающая цель урока: развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся. Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, наблюдательности, понимания исторических процессов; прививать навыки работы с компьютером.

Воспитательная цель урока: формирования чувства уважения к культуре нашего народа и других народов.

 

Тип урока: комбинированный

 

Междисциплинарные связи: литература, культурология.

Перечень литературы:

  1. Брандт М.Ю. История средних веков.- М.: Дрофа, 2003.
  2. Брандт М.Ю. История средних веков. 6 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Волобуев О.В. Россия и Мир с древнейших времен до XIX века. – М.: Дрофа, 2001.
  4. Материалы Интернета (иллюстрации по теме "Средневековый город")

 

Оборудование компьютер, слайд-проектор, экран, учебник "История средних веков, карта "Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в ХI-ХIV веках", творческие работы учащихся (гербы ремесленников, макет замка), проект учащегося "Путешествие средневекового торговца", тесты, исторические документы, картины "В мастерской ремесленника", "В средневековом городе ".

Реквизиты: ложка, вилка, карты, чай, подсвечник, салфетки, механические часы.

Наглядные пособия: Пакет документов для учащихся: Приложение 1. Исторические источники, исторические задачи, карта, тест. Приложение 2. Презентация, видео фильм «Верона – средневековый город Западной Европы».

Проверка домашнего задания:

Опрос по теме «Сословия средневековья».

 

Краткое содержание  материала (план):

  1. Видео "Верона". А чем знаменит этот город? (краткий рассказ о городе).
  2. Разминка (работа с терминами).
  3. Причины появления средневекового города.
  4. Работа с картой.
  5. Макет «средневековый замок».
  6. Специализация городов (работа с историческими источниками).
  7. Путешествие средневекового торговца в Константинополь.
  8. Ремесленная мастерская (рассказ ремесленника).
  9. Санитарное состояние городов в средневековье (сообщение студентов).
  10. Городская культура.
  11. Закрепление  материала.

 

Самостоятельная работа студентов на занятии: работа с картой, историческими источниками, документами.

Закрепление изученного материала:  тест, обобщение.

Содержание задания на дом: Волобуев О.В. Россия и Мир с древнейших времен до XIX века. – М.: Дрофа, 2001., п. № 14 стр. 97 – 98. (Крестовые походы).

 

Введение

 

Изучаемый курс истории в техникуме содержит огромные возможности для формирования личности студента. Важно так организовать и содержательно наполнить урок, чтобы он оказал благоприятное влияние на разум и душу студента, тем самым, заставляя его размышлять о жизни, анализировать прошлое, настоящее и будущее.

Актуальность данной темы в том, что архитектурные памятники средневековых городов в Западной и Центральной Европе существуют по сегодняшний день,  являются культурными достопримечательностями современных городов Европы. А так же проблемы, которые существовали в средневековье, такие как загрязнение окружающей среды, непосредственно затрагивают современный облик наших городов.

Цель: систематизация и контроль знаний учащихся по разделу «Средневековый город в Западной и Центральной Европе в IХ-ХV веках»; обобщение и закрепление пройденного материала в игровой форме. Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость

Используются следующие методы обучения:

  • Словесный (беседа, дискуссия);
  • Обзорный (картинки, информация по теме).

Интерес к данной теме характеризуется красочной презентацией и рисунками средневековых городов, макет «средневековый замок», который рисовали сами студенты, видеофильм «Верона – средневековый город».

Данная форма урока позволяет проявить и развивать умственные и творческие способности студентов.

 

Аннотация

 

Совершенствование методики преподавания истории немыслимо без постоянного обновления содержания обучения, формы проведения занятия.

Целью методической разработки является показать значимость данной темы. Средневековый город в Западной и Центральной Европе остается по сегодняшний день культурным центром средневековья. Актуальность изучения данной темы заключается в том, что до сих пор сохранилась архитектурные постройки средневековья, которые характеризуются такими чертами, как узкие улочки, каменные невысокие дома, замки со своими сказочными историями. Важность изучения темы «Средневековый город» в том, что каждый человек должен иметь представление о мировой художественной культуре с древнейших времен по наше время.

Задача преподавателя - систематизировать знания и умения студентов по разделу «Средневековый город Западной и Центральной Европе XII – XVI веках»,  продолжить формирование чувства уважения к культуре нашего народа и других народов. Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, наблюдательности, понимания исторических процессов. Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание.

В методической разработке представлено использование современных форм и приемов проведения урока: мозговой штурм, работа с историческим текстом,  картой,  иллюстративным рядом (от образа к логическому выводу).

 

Предлагаемое занятие – его концепция или отдельные фрагменты – может быть полезно не только преподавателям техникума, но и учителям школ, лицеев, гимназий.

Задания подбирались с учетом реального уровня подготовки студентов, уровня их развития и интересов.

Методическая разработка имеет практическую ценность в интеллектуальном и духовном развитии личности.

 

 

Рецензия

на методическую разработку

по дисциплине  «История»

 «Средневековый город в Западной и Центральной Европе»

 

Данная методическая разработка посвящена систематизации и обобщению ранее пройденного материала по разделу «Средневековый город в Западной и Центральной Европе»

  Тема является актуальной, так как отражает интерес к мировой художественной культуре, и  направлена на воспитание духовно развитой личности, любви и уважения к достопримечательностям средневековых архитектурных памятников того времени.

Структура разработки полностью соответствует требованиям. Изложение материала последовательное, логичное.

Тема разработки соответствует ее содержанию. Определены образовательная, воспитательная и развивающая цели занятия. Заявлена методическая тема.

Преподавателем проведена огромная работа по подбору материала для проведения занятия.

Представлено активное участие студентов в ходе занятия. Используются нестандартные формы и методы для активизации познавательной деятельности студентов: презентация, проектная работа, беседа, работа с историческими источниками, документами. Иллюстративные материалы соответствуют современному состоянию науки и техники.

Данная методическая разработка может быть рекомендована преподавателям истории, МХК к использованию в учебном процессе.

Методика опробована. Цели достигнуты.

 

Ход урока

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Систематизация знаний.
  3. Обобщение по теме «Средневековый город в Западной и Центральной Европе».

1 этап. Проверка домашнего задания.

Повторение домашнего задания через ассоциации.

На экране появляются картинки, характеризующие основные группы населения эпохи средневековья (духовенство, рыцарство, крестьянство) (Слайды 1 - 4)

Преподаватель задает к каждой группе картинок вопросы: "Кто это? Как вы догадались?"

Студенты объясняют.

Проблемные задания:

Преподаватель: "Что объединяет людей в эти группы?" (Слайд 5)

Студенты называют - "занятия, сходный образ жизни, происхождение и др."

Преподаватель, проверяя сказанное студентами, выводит слайд с перечнем факторов, определяющих принадлежность к сословию (Слайд 6):

  • Общность происхождения
  • Общие занятия
  • Похожий образ жизни
  • Одинаковые права и обязанности

Преподаватель предлагает студентами подобрать символ для обозначения каждой группы (Слайд 7)

Студенты называют свои символы.

Преподаватель может предложить свои варианты на экране. Часто они совпадают с догадками учащихся (для духовенства - крест, для рыцарства - меч, для крестьянства - плуг или серп). (Слайд 8)

Преподаватель показывает на экране ряд картинок о средневековом городе и горожанах (Слайд 9), спрашивая учащихся: "Кто это такие?"

Студенты предлагают свои варианты.

1.Объявление темы и целей урока (слайд 10)

Преподаватель:

Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие в средневековый город,  познакомимся с жизнью и бытом горожан, ремесленников, купцов, побываем в средневековом городе, поработаем с историческими документами.

Архитектурные памятники средневековых городов в Западной и Центральной  Европе существуют по сегодняшний день,  являются культурными достопримечательностями современных городов Европы. Очень важно знать историю средневековья, так как она  тесно связана с нашим современным миром. Не зная прошлого, мы не сможем говорить о настоящем и будущем.

А сейчас мы с вами посетим итальянский средневековый город - Верону.

2. Видео «Верона» (описание города учащимся)

 Преподаватель:

   А чем ещё знаменит этот город? (Родина Ромео и Джульетты).

3. Разминка, (работа с терминами)

(слайд 11 -19)

  • 1. Наиболее известная ярмарка на северо-востоке Франции.
  •  ( Шампань)
  • 2. Человек, который "вышел" из ростовщиков и менял. (Банкир)
  • 3. То, что производил ремесленник на продажу. (Товар)
  • 4. Помощник"- мастера. (Подмастерье)
  • 5. Глава цеха, избиравшийся мастерами. (Старейшина)
  • 6. Правила, обязательные для всех членов цеха. (Устав)
  • 8. Человек, живущий за счет денежных процентов. (Ростовщик)
  • 9. Здание городского совета. (Ратуша)

Почему и как возникали средневековые города (Слайд 20 - 21)

  • 1. Успехи в хозяйстве (новые орудия труда, увеличилось количество распаханных земель, возросла урожайность)
  • 2.Отделение ремесла от с/х.
  • 3.Рост потребностей в изделиях ремесленников.
  • 4. Увеличилась плотность населения.

3. Работа с картой. (Слайд 22)

 Преподаватель:

Где возникали средневековые города? (Слайд 23)

Объясните, как возникли эти города и покажите на карте. (новые города появлялись в различных местах, о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент-Олбанс, Сен-Жермен , Сант-Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки (Оксфорд). В немецком языке слово "бург" означает крепость, "фурт" - брод, "хафен" - гавань; в английском языке слово "форд" означает брод, "бридж" - мост, "честер" (от латинского "каструм") -  лагерь.

4. Преподаватель:

Расскажите, как выглядело жилище феодала. (Макет "Средневековый замок"", сделанный группой учащихся)

(слайд 24)

5. Специализация городов. Работа с историческими источниками.

  Преподаватель:

Задание 1. Прочтите отрывок из права города Дибурга (1194 - 1198 гг.) о городских свободах и ответь на вопросы.

"Пусть же город наслаждается свободой, чтобы каждый пришлый, который прожил там один год и один день и никем не признан как крепостной, и впредь не принуждался к крепостным обязанностям..."

Вопрос:

1. При каких условиях крепостной крестьянин обретал в городе личную свободу?

Задание 2. Решите историческую задачу.

Задача 1.

Герцог Конрад фон Церинген, владевший землями в Брей-сгау (Германия), 3 апреля 1202 года подал жалобу в суд Фрейбурга на двух его жителей: Зетвина и Лютфрида, Герцог утверждал, что они его крепостные, бежавшие из своих деревень осенью 1201 года, Он требовал, чтобы они вернулись на прежние места жительства. Но Лютфрид доказал при помощи 7 свидетелей, что он живет в городе с 1 апреля 1201 года. А Зетвин заявил, что он лично свободный.

Вопрос:

Какое решение должен был принять суд и на каком основании?

6. "Путешествие средневекового торговца в Константинополь".

(Презентация проекта, предварительно сделанного студентами).

2. Беседа по проекту

Преподаватель:

  1. Что обозначала средневековая поговорка "Что с возу упало, то пропало?"
  2. Кто представлял настоящую угрозу для купцов? - Легко ли было купцам торговать?
  3. Что такое гильдия?
  4. По какому морю, европейцы плавали, чтобы торговать со странами Востока? Со странами Кавказа и Крыма?
  5.  Какой важный морской торговый путь существовал для торговли на севере Европы?
  6. Назовите крупнейшие ярмарки и торги.

7.Ремесло. Ремесленная мастерская. ( Презентация учащихся)

Преподаватель:

Представьте, что ты - владелец ремесленной мастерской XIII века. Расскажите о том, что Вы производите в своей мастерской? Кто Вам помогает? Какие орудия труда используете? Какое сырье? ( Работа по картине.) Отгадайте, гербы, каких ремесленников ребята здесь изобразили? (гербы на доске)

Задание 3. Прочтите "Статут ткачей шерсти" и ответьте на вопросы. Статут ткачей шерсти:

  • 1. Никто в Париже не может быть ткачом, если он не купил право заниматься этим ремеслом у короля.
  • 3. Каждый ткач может иметь в своем доме два широких станка и один узкий.
  • 8. Каждый ткач шерсти может иметь лишь одного ученика, причем не меньше, чем на 4 года службы. Плата за учебу должна равняться -4 парижским ливрам... Или на 7 лет без денег.
  • 15. Если ученик уйдет по вине хозяина в течение четверти года, хозяин возвращает ему три четверти денег.
  • 17. Старшина и двое" присяжных
  • должны смотреть, имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать мастерство своему ученику.
  • 26. Ткани любого сорта должны иметь в ширину семь четвертей, иначе мастер заплатит 5 су штрафа.
  • 31. Никто при выделке сукна не может примешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка под угрозой штрафа в 10 су за каждый кусок*.
  • 34. Старшина и присяжные должны... разрезать испорченное сукно на пять частей и вернуть его хозяину после уплаты 20 су штрафа за каждый цельный кусок.
  • 40. Каждый ткач должен платить торговую пошлину в размере 6 денье с любого куска сукна.
  • 47. Никто не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье.
  • 51. Все штрафы должны уплачиваться главе парижского округа или его помощнику. Вопросы

Вопросы:

  1.  Что больше всего заботит членов цеха в отношении сукна? Почему?
  2.  Кто мог работать в мастерской?
  3. Что предписывается уставом цеха в отношении орудий труда?
  4. Чем объяснить предписания, связанные со сроками ученичества?
  5. Как устав предписывает наказывать нарушителей?

Индивидуальная работа

Задание 4 . Ответьте на вопрос.

В одном средневековом документе сказано: "Да будет известно," нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но,подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, когда-либо впоследствии".

Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно? Какую черту средневековых цехов отражает этот документ?

- Проблемный вопрос. Оба утверждения "Цехи способствуют развитию ремесла и "Цехи задерживают развитие промышленного производства» - правильны. Но ведь одно противоречит другому? Как разрешить это противоречие?

9. Санитарное состояние городов.

Преподаватель:

     Как выглядел город изнутри? (Работа с презентацией, сообщение учащихся « Средневековый город»).

Преподаватель:  

       Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже установленной ими нормы - например, не уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осел, мотая головой, мог щипать траву с противоположных боковых оград улицы.

- Как обходили эти запреты хитрые горожане? (До сих пор можно видеть в некоторых, особенно южных городах, существовавших уже в Средневековье, что второй и третий этажи домов построены с выступами, так что вверху дома образовывали почти сплошной навес. С выступа верхнего этажа можно протянуть руку и дотронуться до соседнего дома. Первые же этажи построены с соблюдением требуемых норм.)

10. Городская культура (сообщение учащихся).

Входят "слуги" и раскладывают на столе реквизит: подсвечники со свечами, посуду, вилки, ножи, механические часы, салфетки, чай, игральные карты.

  • - Первое задание за одну минуту определить, что из разложенного на столе не могло находиться на пиру в средневековом замке. (Ответ: карты (изобретены позднее), чай, салфетки, механические часы и вилки. Каждый правильный ответ 1 очко.)
  • - Обратите внимание на эту свечу (показывает свечу с нанесенными на нее делениями). Зачем на свече деления? (Ответ: чтобы следить за временем; каждое деление соответствует 2 часам 2 очка.)
  • -Следующий вопрос нашим гостям: как будет вымыта посуда? (Ответ: никак, грязные тарелки чистили с помощью песка и травы.)
  • - В средние века, как известно, не было холодильников. Как же хранилась пища? (Ответ: мясо хранили в соли, овощи просушивали и мариновали.)
  • - Из чего сделано большинство тарелок на столе: из фарфора, серебра или хлеба? (Ответ: из хлеба, т. к. серебряная посуда была очень дорогой.)

11. Обобщение матерьяла (тест)

12. Итог урока. Оценки.

 Преподаватель:

      Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами повторили, обобщили материал по теме "Средневековый город в Западной и Центральной Европе " Побывали в средневековой Вероне, мастерской ремесленника, совершили путешествие в Константинополь с торговцем Франсуа, познакомились с разными сторонами жизни города. Ответьте на вопрос: "А вы сами хотели бы жить в средневековом городе?"

 

Приложение

Работа с историческими источниками.

Задание 1. Прочитайте отрывок из права города Дибурга (1194 1198 гг.) о городских свободах и ответьте на вопрос.

"Пусть же город наслаждается свободой, чтобы каждый пришлый, который прожил там один год и один день и никем не признан как крепостной, и впредь не принуждался к крепостным обязанностям..."

Вопрос:

При каких условиях крепостной крестьянин обретал в городе личную свободу?

Задание 2. (Решите историческую задачу).

Герцог Конрад фон Церинген, владевший землями в Брей-сгау (Германия), 3 апреля 1202 года подал жалобу в суд Фрейбурга на двух его жителей: Зетвина и Лютфрида, Герцог утверждал, что они его крепостные, бежавшие из своих деревень осенью 1201 года, Он требовал, чтобы они вернулись на прежние места жительства. Но Лютфрид доказал при помощи 7 свидетелей, что он живет в городе с 1 апреля 1202 года. А Зетвин заявил, что он лично свободный.

Вопрос:

Какое решение должен был принять суд и на каком основании?

Задание 3. Прочтите "Статут ткачей шерсти" и ответьте на вопросы:

  • 1. Никто в Париже не может быть ткачом, если он не купил право заниматься этим ремеслом у короля.
  • 3. Каждый ткач может иметь в своем доме два широких станка и один узкий.
  • 8. Каждый ткач шерсти может иметь лишь одного ученика, причем не меньше, чем на 4 года службы. Плата за учебу должна равняться -4 парижским ливрам... Или на 7 лет без денег.
  • 15. Если ученик уйдет по вине хозяина в течение четверти года, хозяин возвращает ему три четверти денег.
  • 17. Старшина и двое" присяжных должны смотреть, имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать мастерство своему ученику.
  • 26. Ткани любого сорта должны иметь в ширину семь четвертей, иначе мастер заплатит 5 су штрафа.
  • 31. Никто при выделке сукна не может примешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка под угрозой штрафа в 10 су за каждый кусок.
  • 34. Старшина и присяжные должны... разрезать испорченное сукно на пять частей и вернуть его хозяину после уплаты 20 су штрафа за каждый цельный кусок.
  • 40. Каждый ткач должен платить торговую пошлину в размере 6 денье с любого куска сукна.
  • 47. Никто не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье.
  • 51. Все штрафы должны уплачиваться главе парижского округа или его помощнику. Вопросы
  • 1. Что больше всего заботит членов цеха в отношении сукна? Почему?
  • 2. Кто мог работать в мастерской?
  • 3. Что предписывается уставом цеха в отношении орудий труда?
  • 4. Как устав предписывает наказывать нарушителей?

Задание 4 . Ответьте на вопрос.

В одном средневековом документе сказано: "Да будет известно,  нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но, подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем деле, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, когда-либо впоследствии".

Вопрос: Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно? Какую черту средневековых цехов отражает этот документ?

Задание 5 Проблемный вопрос: "Оба утверждения "Цехи способствуют развитию ремесла, и "Цехи задерживают развитие промышленного производства» - правильны. Но ведь одно противоречит другому? Как разрешить это противоречие?

Задание 6. Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже установленной ими нормы - например, не уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осел, мотая головой, мог щипать траву с противоположных боковых оград улицы.

 Вопрос:

Как обходили эти запреты хитрые горожане?

 

Вариант I

1. Причины появления новых городов в средневековой Европе:

  • а) успехи в хозяйстве;
  • б) отделение ремесла от сельского хозяйства;
  • в) правильно только б);
  • г) правильно а) и б).

2. Город, жители которого победили в борьбе с сеньором:

  • а) монополия;
  • б) коммуна;
  • в) фортуна.

3. Орган управления городом, избираемый горожанами?

  • а) совет народных депутатов;
  • б) ратуша;
  • в) городской совет;
  • г) совет ремесленников.

4. Что такое цех?

  • а) место добычи сырья;
  • б) место обработки сырья;
  • в) союз ремесленников одной специальности.

5. Кто являлся хозяином мастерской?

  • а) цех;
  • б) цеховой старшина;
  • в) мастер.

6. Что такое гильдия?

  • а) союз старшин;
  • б) союз купцов;
  • в) союз правителей.

 

Вариант П

1. Название управления городов, жители которых победили сеньора?

  • а) самоопределение;
  • б) самовыражение;
  • в) самоуправление.

2. Глава городского совета в Англии и Франции?

  • а) мэр;
  • б) пэр;
  • в) сэр;
  • г) райтман;
  • д) верно а) и б).

3. Название правил, которые обязаны соблюдать все члены цеха?

  • а) устав;
  • б) программа;
  • в) приказ;
  • г) уложение.

4. Что называется товаром?

  • а) вещь, изготовленная на продажу;
  • б) вещь, изготовленная для собственного пользования;
  • в) вещь, которая изготовленная для подарка.

5. Что такое ярмарка?

  • а) большая площадь;
  • б) ежегодный торг;
  • в) место сбора налогов.

6. Здание городского совета в средневековом городе?

  • а) мэрия;
  • б) сенат;
  • в) ратуша.




Авторские публикации

Все работы

Буктрейлер как способ донесения книги читателю

Методические рекомендации по выполнению практических работ МДК.01.01 "Методика профессионального обучения профессии Мастер ПО"

Росметод 2020