Главная - Электронная библиотека авторского методического материала - Среднее профессиональное образование - Рабочее планирование по дисциплине "Физическое воспитание" для профессиональных образовательных организаций, реализующих программы СПО
Конкурсная работа "Рабочее планирование по дисциплине "Физическое воспитание" для профессиональных образовательных организаций, реализующих программы СПО"
Дата размещения 01.01.1970
Название работы: "Рабочее планирование по дисциплине "Физическое воспитание" для профессиональных образовательных организаций, реализующих программы СПО"

50
0
NAN

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Павловский автомеханический техникум им. И. И. Лепсе»

 

 

 

Рабочее планирование

по дисциплине «Физическое воспитание»

для профессиональных образовательных организаций, реализующих программы СПО

 

          Разработал:

руководитель физвоспитания

      Н.П. Веряскина

 

 

 г. Павлово

2014 год

 

Пояснительная  записка

Рабочее планирование учебной дисциплины «Физическое воспитание» предназначено для организации занятий по физической культуре в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физическая культура осваивается как базовый учебный предмет в учреждениях среднего профессионального образования.

Рабочее планирование ориентировано на достижение следующих целей:

  • развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
  • формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
  • овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
  • освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
  • приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Основу планирования составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Рабочее планирование направлено на укрепление здоровья, повышение физического потенциала работоспособности обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.

Планирование содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание обучающимися значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.

Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.

Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: ознакомление обучающихся с основами валеологии; формирование установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья и профессиональной активности; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Темы учебно-методических занятий определяются по выбору из числа предложенных планированием.

На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации обучающихся, на которых по результатам тестирования помогает определить индивидуальную двигательную нагрузку с оздоровительной и профессиональной направленностью.

Учебно-тренировочные занятия содействуют развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма, укреплению здоровья обучающихся, а также предупреждению и профилактике профессиональных заболеваний.

         

Теоретическая часть рабочего планирования

Введение

Современное состояние физической культуры и спорта. Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Особенности организации физического воспитания в учреждениях СПО (валеологическая и профессиональная направленность).

Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).

1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность.

Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Материнство и валеология. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.

2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.  Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.

Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств.

3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств. Диагностика и самодиагностика состояния организма обучающегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений — тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Контроль (тестирование) уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств.

4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений СПО. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации.

Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.

5. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста. Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.

Практическая часть рабочего планирования

           

I КУРС

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ТЕМА 1. Физическое воспитание как учебная дисциплина. Ценностные ориентации и отношение обучающихся к физической культуре и спорту.

ТЕМА 2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Физическая культура личности. Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте. Деятельностная сущность физической культуры и спорта.

ТЕМА 3. Основы здорового образа жизни.  

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Лёгкая атлетика

Теоретические сведения

  • История развития лёгкой атлетики.
  • Оздоровительные и прикладное значение лёгкой атлетики.
  • Характеристика видов лёгкой атлетики.
  • Техника безопасности.

     

Способы двигательной деятельности

Содержание двигательной деятельности

Бег

 

Бег по прямой. Высокий старт. Особенности дыхания в процессе бега.

Бег по повороту.  Бег на короткие дистанции. Бег с ускорением (60м.;100м.).

Низкий старт, стартовый разгон, финиширование. Повторный и переменный бег.

Подготовка и выполнение нормативов в беге на короткие дистанции.

Кроссовый бег

 

Высокий старт, стартовый разгон, бег по твёрдому и мягкому грунту, бег по прямой и повороту, бег в гору и под уклон, финиширование. Подготовка и выполнение нормативов в кроссовом беге.

Прыжок в длину с разбега

Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»: разбег, отталкивание, полёт, приземление.

Прыжок в длину с места

Разбег, отталкивание, полёт, приземление.

Прыжок в высоту с разбега

 

Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»:  разбег, отталкивание, переход через планку, приземление.

Метание

 

Метание гранаты с места. Метание гранаты с разбега. Подготовка и выполнение нормативов в метании гранаты.

 

Гимнастика

Теоретические сведения

  • Сведения о развитии гимнастики  в РФ (история развития гимнастики).
  • Техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений. Причины травм на занятиях и их профилактика.
  • Страховка и самостраховка изучаемых упражнений. Общие понятия строевой подготовки: строй, шеренга, колонна. 

Способы двигательной деятельности

Основная гимнастика

Повторение и закрепление ранее изученных строевых приёмов;

Гимнастических перестроений на месте и в движении;

Построение в одну и две шеренги, в колонну по одному и по два. Перестроение из одной шеренги в две и обратно;  из колонны по одному в колонну по два, по четыре.

Повороты направо, налево,  кругом на месте и в движении; размыкая и смыкая, разведения и сведения. Ходьба походным и строевым шагом с различной скоростью. ОРУ для развития силы, быстроты, ловкости и выносливости, для исправления дефектов в телосложении и осанке. Упражнения без предметов и с предметами. Упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке. Ходьба, бег, прыжки.

Комплекс вольных упражнений.

 

Спортивная гимнастика

 

Девушки

Юноши

Элементы акробатики

 

Равновесие на одной ноге («ласточка»). Перекаты в группировке вперёд, назад, в стороны. Кувырки вперёд, назад.  Стойка на лопатках с опорой руками на спине.  Мост из положения лёжа на спине. Соединение элементов. Комбинация из освоенных элементов.

Равновесие на одной ноге («ласточка»). Перекаты в группировке вперёд, назад, в стороны. Кувырки вперёд, назад и соединение кувырков. Кувырок прыжком (длинный кувырок). Стойка на голове, стойка на руках (с поддержкой). Переворот боком («колесо»).

 

Прыжки

 

Прыжок через козла в ширину (высота снаряда 100 см.), прыжок ноги врозь.

 

Козёл в ширину (высота снаряда 115 – 120 см.). Прыжок: согнув ноги, через козла в длину – ноги врозь и согнув ноги с поворотом на 90°.

Элементы художественной гимнастики

 

Сочетание движений различными частями тела: приседание с наклоном вперёд и движения руками; выпады с наклоном туловища; сгибание рук в упоре лёжа с подниманием ноги; освоить правильное положение рук с 1 по 4 позиции. Разучивание с 1 по 5 позиции ног. Пружинящие приседы и повороты на 180°, переступания на носках. Шаги  польки, галопа, переменный шаг, перекрёстный шаг; прыжок со сменой ног. Прыжки со скакалкой: на двух, одной, со сменой ног, перекрёстные с двойным вращением скакалки. Разучивание зачётной комбинации  со скакалкой на 32 счёта.

 

Перекладина высокая

 

 

Висы и их варианты. Размахивания в висе изгибами. Сгибание и разгибание рук в висе (подтягивание). Поднимание ног из виса в вис согнувшись. Подъём в упор силой. Соскоки махом назад, махом вперёд.

Брусья низкие

 

 

Размахивание в упоре. Сгибание и разгибание рук в упоре, передвижение на руках в упоре. Размахивание в упоре на руках, подъём махом вперёд, сед ноги врозь, перехват руками вперёд, кувырок вперёд в сед ноги врозь, перемах внутрь, мах назад, мах вперёд, соскок углом.

Кольца

 

 

Размахивание в висе. Висы согнувшись и прогнувшись. Угол в висе. Соскоки: из виса махом назад и вперёд.

 

Канат

 

 

Лазание по канату 5 м из виса стоя в два и три приёма. Лазание по наклонному канату.

 

Спортивные игры

Баскетбол

Теоретические сведения

  • История развития баскетбола.
  • Меры безопасности и предупреждение травм при занятиях баскетболом. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах.
  • Основы техники игры в баскетбол, индивидуальные тактические действия.
  • Понятие о технике. Анализ технических приёмов. Использование технических приёмов при игре в защите и нападении.

Способы двигательной деятельности

Стойка баскетболиста, её разновидности. Перемещение: приставные шаги влево, вправо, вперёд, назад; бег, бег с ускорением; повороты на месте: рывки; прыжки толчком одной ногой, толчками двух ног.

Остановки: прыжком, двумя шагами.

Передача и ловля мяча: передача и ловля мяча одной рукой от плеча; передача мяча двумя руками от груди, с отскоком от пола.

Передача мяча в парах (на месте, в движении), в тройках.

Передачи ближние и дальние. Учебная игра с передачей и поворотами.

Ведение мяча: ведение низкое, дриблинг, высокое, ведение мяча на скорости. Ведение мяча на месте, шагом, бегом. Ведение мяча с переводом перед собой; обводка (упражнение «восьмёрка») правой, левой рукой.

Бросок мяча в корзину: бросок двумя руками от груди с места; бросок двумя руками от груди в парах, с расстояния 1 м от корзины; 2 м от корзины.

Бросок одной рукой сверху в движении. Бросок рукой сверху с места; бросок одной рукой сверху с расстояния одного шага от корзины; с двух шагов; бросок одной рукой сверху в движении слева, справа от кольца.

Тактическая подготовка

Тактика нападения:

- индивидуальные действия: игрок с мячом: передача, ведение,  бросок; действия игрока без мяча: движение на свободное место, к партнёру с мячом, к партнёру без мяча.

- командные действия: позиционное нападение и  личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3.

Тактика защита: защита против игрока с мячом, защита против игрока без мяча.

Выбивание мяча: выбивание при ведении в парах – один с мячом, второй без мяча; в парах с мячами.

Игра по упрощенным правилам баскетбола.

Волейбол

Теоретические сведения

  • История развития.
  • Травмы, их причины и профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок. Предупреждение травм при занятиях волейболом.
  • Основы техники игры в волейбол.
  • Понятие о технике. Использование технических приёмов при игре в защите и нападении.

Способы двигательной деятельности

Стойка волейболиста, её разновидности.

Перемещения: приставные шаги вправо, влево, вперёд, назад, двойной шаг вперёд и назад, бег, остановка после перемещения.

Передача мяча: двумя руками сверху и снизу. Выход под мяч. Передача мяча в парах, тройках, встречная передача мяча в колоннах. Передача мяча из зоны 6 в зону 3, из зоны 3 в зону 2 или 4.

Подача мяча: нижняя и верхняя.

Нападающий удар: прямой нападающий удар по ходу.

Блокирование: одиночное, неподвижное.

 

Тактическая подготовка

Тактика нападения:

- индивидуальные действия. Выбор места для второй передачи в зоне 3, для нападающего удара в зонах 4 и 2. Выбор  способа подачи. Подача на игрока, слабо владеющего приёмом мяча.

- командные действия: приём подачи и первая передача в зоны 4 и 2 стоя лицом в сторону передачи.

Тактика защиты:

- индивидуальные действия. Выбор места при приёме подач, при страховке партнёра, принимающего мяч с подачи. Выбор способа приёма мяча, направленного через сетку соперникам;

- командные действия: расположение игроков при приёме мяча со стороны соперника. Взаимодействие игроков второй и первой линии.

Футбол (юноши).

Теоретические сведения

  • Футбол и его место в системе физического воспитания.
  • Меры безопасности и предупреждение травм.
  • Правила игры в футбол.

Способы двигательной деятельности

Передвижение: обычный бег, спиной вперёд: а) бег – скрёстным шагом, приставным шагом; б) прыжки – толчком одной, двух ног; в) остановки – прыжком, выпадом;  г) повороты -  переступанием, прыжком, на опорной ноге.

Удары по мячу: а) внутренней стороной стопы – по неподвижному мячу, по катящемуся мячу; б) внутренней частью подъёма – по неподвижному мячу, по катящемуся мячу; в) удар носком - по неподвижному мячу, по катящемуся мячу; г) удар пяткой - по неподвижному мячу, по катящемуся мячу;  д) удар по мячу головой – серединой лба без прыжка, серединой лба в прыжке, боковой частью лба.

Передача мяча: а) продольная, поперечная, диагональная, низкая, высокая; б) угловой удар; в) вбрасывание мяча из-за боковой линии – с места, с шага.

Остановка мяча: а) внутренней стороной стопы;  б) подошвой; в) подъёмом; г) бедром; д)  грудью; е) головой.

Ведение мяча по прямой: а) серединой подъёма; б) внешней частью подъёма; в) внутренней стороной стопы; г) носком; д) головой.

Владение мячом и финты: а) жонглирование мячом стоя на месте – серединой подъёма, бедром, головой; б) финт на «уход»; в) финт «ударом» ногой; г) отбор мяча – выпадом, в подкате, толчком плеча.

Игра вратаря:

- ловля мяча – катящегося снизу, летящего снизу, летящего сверху, ловля мяча в падении, отбивание мяча кулаком;

- броски мяча – сверху, снизу;

- удары по мячу – по неподброшенному мячу, по подброшенному мячу.

Тактическая подготовка

Тактика нападения:

- индивидуальные тактические действия без мяча: открывание, отвлечение соперника;

- командная тактика: быстрое нападение.

Тактика защиты:

- индивидуальные тактические действия против игрока без мяча  - закрывание, перехват. Против игрока с мячом – отбор мяча.   

- командные действия: зонная защита.

Настольный теннис (девушки)

Теоретические сведения

  • История развития.
  • Оборудование и спортинвентарь.
  • Правила безопасности игры.
  • Основы техники игры.

Способы двигательной деятельности

Выбор ракетки и способы держания. Жёсткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».

Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулёта, удар подрезкой, срезка, толчок.

Игра в дальней и ближней зонах. Вращение мяча.

Основные положения теннисиста.

Исходные положения, выбор места.

Способы перемещения: шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.

Разновидности подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением.

Подачи короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, кручёная «свеча» в броске.

Тактика одиночной игры. Учебная игра.

 

Лыжная подготовка

Теоретические сведения

  • Значение лыжного спорта и влияние его на организм как оздоровляющего и закаливающего средства.
  • Правила поведения обучающихся на занятиях по лыжной подготовке.
  • Меры предупреждения травм и обморожений.
  • Подбор лыжного инвентаря и снаряжения.
  • Характеристика техники лыжных ходов: попеременного двухшажного, одновременного бесшажного, одновременного одношажного.
  • Правила хранения лыжного инвентаря.

    

Способы двигательной деятельности

Строевые упражнения с лыжами и на лыжах; освоение основ техники лыжных ходов, подъёмов, спусков, поворотов в движении и торможений на лыжах.

Обучение и совершенствование: развитие выносливости. Попеременный двухшажный ход: фазы скольжения, отталкивания.

Одновременный бесшажный и одношажный ходы.

Применение техники лыжных ходов на дистанции от 3 до 6 км.

Эстафета. Подготовка и выполнение нормативов по лыжной подготовке на дистанциях: юноши – 5 км, девушки – 3 км.

 

II   КУРС

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

ТЕМА 1. Социально-биологические основы физической культуры и спорта.

ТЕМА 2. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Лёгкая атлетика

 Теоретические сведения

  • Проведение самостоятельной разминки перед выполнением нормативов.
  • Выполнение функций помощника судьи на одном из видов лёгкой атлетики.

Способы двигательной деятельности

Способы двигательной деятельности

Содержание двигательной деятельности

Бег

 

Совершенствование техники бега на средние дистанции.

Кроссовый бег.

Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Бег «с хода» на 20-40 м.

Техника эстафетного бега, передача эстафетной палочки.

 

Прыжки

 

Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись».

Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега способом «перекидной».

Подводящие и подготовительные упражнения.

 

Метание гранаты

 

Совершенствование техники метания гранаты.

Метание гранаты на дальность.

 

 

Гимнастика

Теоретические сведения

  • Правила составления комплекса утренней гимнастики.
  • Общие понятия строевой подготовки: «фланг», «интервал», «дистанция».
  • Гигиенические основы физических упражнений и спорта. Режим учащихся. Значение закаливания.
  • Самоконтроль. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс, частота и ритм дыхания, потоотделение.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, болевые ощущения.

Значение систематических занятий физической культурой и спортом.

 

Способы двигательной деятельности

Основная гимнастика

Повторение и закрепление изученных на 1 курсе строевых приёмов и гимнастических перестроений. Применение ОРУ на занятиях. Их выполнение индивидуально, в парах, в группах с использованием предметов, гимнастической стенки, гимнастических скамеек.

Спортивная гимнастика

 

Девушки

Юноши

Элементы акробатики

Повторение материала первого года обучения.

Кувырок назад из седа, полушпагат, переворот в сторону («колесо»).

Стойка на руках (с помощью), толчком одной ногой, махом другой кувырок вперёд, равновесие на правой (левой) ноге.

Переворот боком, прыжок прогнувшись.

 

Повторение материала первого года обучения.

Кувырок вперёд с разбега через препятствие (высота 100-105 см). Стойка на голове и руках силой (с помощью). Кувырок вперёд, назад, переворот с 2-3 шагов в сторону. Кувырок вперёд из стойки ноги врозь, с шага длинный кувырок вперёд. Кувырок назад согнувшись, стойка на голове и руках, переворот боком.

Прыжки

 

Козёл в ширину (высота 110 см): прыжок в упор присев. Соскок прогнувшись. Прыжок ноги врозь.

 

Козёл в ширину (высота 120 см): прыжок согнув ноги, ноги врозь.

Конь в длину (высота 120-125 см): прыжок углом, толчком одной ногой с мостика (мостик сбоку).

Канат

 

Лазание по канату в два и три приёма из виса стоя.

 

Совершенствование техники лазания по канату без помощи ног на время и без учёта времени.

Перекладина высокая

 

 

Размахивания изгибами. Подъём завесом в упор верхом. Подтягивания.

Из виса подъём силой в вис согнувшись, переход в вис прогнувшись сзади, подъём завесом, переход в упор верхом, вис, из размахивания соскок прогнувшись.

Брусья

 

 

Выборочное повторение материала первого года обучения.

Размахивание в упоре на руках, подъём махом назад, угол, сед ноги врозь, стойка на плечах. Соскок махом назад (вперёд). Соскок махом вперёд вправо с поворотом налево.

Кольца

 

 

Размахивание в висе на согнутых руках.

Подтягивание. Висы согнувшись и прогнувшись.

Подъём в упор силой. Угол в висе.

 

Элементы атлетической гимнастики

 

 

Упражнения с гантелями разного веса, с гирями 16-24 кг, штангой до 38 кг.

                                    

                                                              

 

 

     

Спортивные игры

Баскетбол

Теоретические сведения

  • Основы техники и тактики игры в баскетбол.
  • Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите.
  • Практическое судейство по баскетболу.

Способы двигательной деятельности

Перемещение и стойки: бег с максимальной скоростью от 5 до 30 м различными способами (лицом вперёд, спиной вперёд, правым, левым боком вперёд). Изменение направления бега по заранее обусловленным сигналам; рывки на 5-10 м в сочетании с резкими остановками по зрительным сигналам; прыжки через гимнастическую скамейку, отталкиваясь одной ногой с продвижением вперёд, толчками двух ног, попеременно справа и слева с продвижением вперёд.

Передача и ловля мяча: передача и ловля мяча двумя руками сверху. Передача мяча в стену на месте, изменяя высоту касания мяча и расстояние от стены; передача в стену с поворотом на 180° с последующей ловлей мяча; передача мяча в стену передвижением приставными шагами вправо, влево; бег вдоль стены с передачей мяча в стену вперёд по ходу движения; передача сидя лицом к стене – по прямой, с отскоком от стены в пол, с отскоком от пола в стену, стоя лицом к стене; передача на скорость в течение 30 сек.; передача мяча в тройках («малая восьмёрка»), передача мяча по кругу.

Ведение мяча: ведение мяча с изменением высоты отскока, скорости, направления; ведение с сопротивлением защитника: ведение мяча без зрительного анализатора. Выбивание мяча при ведении.

Бросок мяча в корзину:

Штрафной бросок:

 - бросок двумя руками от груди (девушки);

 - бросок одной рукой от плеча (юноши).

Броски в парах, броски мяча в мишень. Броски мяча в корзину с ближней дистанции, с дальней дистанции; броски с точек; упражнение в тройках двумя мячами; штрафные броски; броски мяча после передачи в прыжке; броски в движении после ведения и передачи.

Тактическая подготовка

Тактика нападения:

- индивидуальные действия: обманные движения, финт.

- командные действия: комбинация «быстрый прорыв». Позиционное нападение в игровых взаимодействиях: 4:4, 5х5 на два кольца.

Тактика защиты:

- индивидуальные действия: подбор мяча, отскочившего от щита; перехват мяча.

- командные действия: система личной защиты.

Учебная игра.

Волейбол

Теоретические сведения

Основы техники и тактики игры в волейбол. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите. Практическое судейство по волейболу.

                                          Способы двигательной деятельности.

 

Перемещения и стойки: перемещения на отрезках 3-6 м с предельной скоростью по направлению к сетке, от сетки, вдоль сетки.

Подача мяча: двумя руками сверху и снизу. Передачи горизонтально в стену на месте, перемещаясь ближе и дальше от стены, передача мяча в стену с поворотом на 360°. Передача мяча на заданную высоту, двумя руками сверху в прыжке, в парах в движении. Подача мяча: верхняя прямая на точность.

Нападающий удар: прямой нападающий удар по ходу по мячу, наброшенному партнёрам. Нападающий удар из зон 2 и 4 с передачи из зоны.

Тактическая подготовка

Тактика нападения:

- индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи в зонах 3 и 2, для нападающего удара в зонах 4 и 2. Нацеленная верхняя прямая подача, направление мяча в незащищённую зону, имитация нападающего удара с последующей обманной передачей через сетку. Прямой нападающий удар.

- командные действия: приём подачи, первая передача в зону 3, вторая – в зоны 4 и 2 стоя лицом в сторону передачи.

Тактика защиты:

- индивидуальные действия: выбор места при приёме подач, при страховке партнёра, принимающего мяч с подачи и обманной передачи.

- командные действия: путём подач. Расположение игроков при приёме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади. Расположение игроков при приёме мяча «углом вперёд».

 

Футбол(юноши)

Теоретические сведения

  • Техника и тактика игры в футболе.
  • Знание правил и судейство соревнований по футболу.

Способы двигательной деятельности

Передвижения. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Удары по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Удар по летящему мячу.

Ведение мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника: а) по разным направлениям; б) с обводкой неподвижных препятствий; в) с изменением скорости передвижения.

Владение мячом. Жонглирование мячом: а) стоя на месте; б) в движении; в) в парах.

Остановки мяча. Удары по воротам.

 

Тактическая подготовка

Функции игроков. Системы игры.

Индивидуальные тактические действия нападения. Комбинации в парах «в стенку», «скрещение» в защите «отбор», перехват. Комбинации при стандартных положениях: комбинация при угловых ударах.

Командные действия: зонная защита.

Настольный теннис (девушки).

Теоретические сведения

  • Правила соревнований.

Способы двигательной деятельности

Разновидности стоек: лицом к противнику, в пол - оборота, боком, спиной.

Игра в защите. Основные тактические комбинации. При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача.

При подаче соперника: а) при длинной подаче – накат по прямой; б) при короткой подаче – несильный кистевой накат в середину стола.

Тактика парной игры. Основы тренировки теннисиста.

 

Лыжная подготовка

Теоретические сведения

  • Правила хранения лыжного инвентаря и ухода за ним. Назначение мазей.
  • Правила смазки лыж.

Способы двигательной деятельности.

Одновременные и попеременные лыжные  ходы. Попеременный четырёхшажный, одновременный одношажный ходы. Прохождение дистанции с применением подъёмов (скользящим бегом, ступающим шагом, «полуёлочкой», «ёлочкой», «лесенкой»).

Техника спусков: основная стойка, высокая стойка, низкая стойка.

Техника торможения: «плугом», «упором», боковым скольжением.

Техника поворотов: переступанием, рулением (упором, «ножницами», «плугом», выпадом, «полуплугом», махом, поворотом на параллельных лыжах).

Прохождение дистанции от 5 до 8 км на время и без учёта времени.

        

Требования к результатам обучения

 

В результате изучения учебной дисциплины «Физическое воспитание» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
  • способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

уметь:

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
  • проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
  • выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
  • выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
  • подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
  • организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
  • активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

 

Требования к результатам обучения  специальной медицинской группы

 

  • Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.
  • Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.
  • Овладеть элементами техники движений релаксационных, беговых, прыжковых, ходьбы на лыжах, в плавании.
  • Уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.
  • Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.
  • Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.
  • Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта (терренкур, кроссовая и лыжная подготовка).
  • Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.
  • Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.
  • Уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.
  • Уметь выполнять упражнения:
  • сгибание и выпрямление  рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре высотой до 50 см);
  • подтягивание на перекладине (юноши);
  • поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);
  • прыжки в длину с места;
  • бег 100 м;
  • бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени);
  • тест Купера — 12-минутное передвижение;
  • плавание — 50 м (без учета времени);
  • бег на лыжах: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени).

 

Литература

 

1. Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2003.

             

2. Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2006.

 

3. Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2003.

 

4. Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2002.

 

5. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. — М., 2002.

 

6. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2006.

 

7. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2002.

 

8. Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2005.

 

9. Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб. пособие для вузов. — М., 2006.

 





Авторские публикации

Все работы

Методические рекомендации для педагогов по использованию активных и интерактивных методов в условиях компетентностного обучения

Рабочая тетрадь для выполнения практических и лабораторных работ

Росметод 2020