8 800 550 81 19

Конкурсная работа "Виды и процессы памяти"
Дата размещения 04.11.2014
Название работы: "Виды и процессы памяти"
Ключевые слова:

281
0
NAN

Учебная дисциплина: психология (2 курс).

Тема: Виды и процессы памяти.

 

Цель: формирование у обучающихся интереса к изучению различных видов и процессов памяти;

Задачи: 1) в ходе самостоятельной работы познакомиться с разными видами и процессами памяти;

2) проследить особенности их развития в младшем школьной возрасте;

3) воспитывать профессиональные качества и педагогическую культуру общения;

4) формировать профессиональные компетенции, исследовательские умения и навыки, развивать педагогические способности и творчество будушего педагога.

Тип урока: урок сообщения новых знаний (КСО)

Оборудование: Дубровина И.В. Психология, карточки с групповыми и инди­видуальными заданиями, серия стихотворных строк, микроисследователь­ская работа «Особенности памяти младших школьников», тест «Какая у вас память?», правила обращения с памятью,  интеллектуальная разминка.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в урок (Интеллектуальная зарядка.)

3. Постановка цели, определение  задач урока.

4. Самостоятельная работа в 6 группах по изучению темы:«Виды памяти»

 с последующим взаимообучением в группах сменного со­става  и первичным закреплением учебного материала.

Вопросы для закрепления:

-Какие приемы помогли вам разобраться и понять изучаемую тему?

-Какими приёмами успешного запоминания учебного материала вы пользовались?

5.Минисоревнование в 6 микрогруппах.

1  конкурс «Собрать схему «Виды памяти»

2  конкурс - Сделать обобщение по теме с опорой на схему.

  1. конкурс - Определить, о каких видах памяти говорится в стихотворных строках.

6.Особенности развития памяти у младших школьников.

7.Изучение индивидуальных особенностей памяти.

 Вопросы и задания для закрепления:

 -На чьей вы стороне:

Повторение - мать учения.

«...Применение знаний - вот истинная мать учения» (Дьюи).

-Что является основным путём предупреждения забывания?

- Сделать обобщение по теме «Процессы памяти», используя один из прие­мов успешного припоминания.

.Проверь свою память !- тест.

Правила обращения с памятью (знакомство с ними в микрогруппах под ру­ководством ведущих).

8. Рефлексия учебного занятия.

9.Подведение итогов урока, оценка работы класса.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент:

Приветствие, объявление типа урока - сообщения новых знаний в процессе взаимообучения в микрогруппах сменного состава, настрой на предстоящую работу.

2.Введение в урок (Проверка  знания терминологии -интеллектуальная зарядка)

- Так как сегодня предстоит выполнить много разных заданий и некоторые из них впервые, на работу нужно настроиться, а поможет нам в этом интеллектуальная зарядка. (проведение подготовленной студентами интеллектуальной зарядки.)

3. Постановка цели, определение задач урока:

- Вот так необычно и интересно мы вошли в храм памяти. Так пусть же глав­ной идеей сегодняшней работы и последующих встреч будут такие слова Л.С.Выготского «Не только пользоваться памятью, а и господствовать над ней».

4. Самостоятельная работа в группах по изучению нового материала:

 

Подготовительный этап.

- Но прежде, чем пользоваться памятью, выясним, какая она бывает? ( Она бывает раз­ная, в зависимости от того, что и как запоминают, насколько долго хранят информацию).

Предлагается каждой из 6  микрогрупп  охарактеризовать один из видов памяти в соответствии с заданием, указанным в карточке ( раздаются 6 группам кар­точки типа: название вида памяти, страница учебника, приемы запоминания. Время выполнения задания - 7 минут.

Основной этап.

а) Работа в группах по заданию. 2 минуты для выделения под руководством
ведущего в группах двух  главных вопросов на понимание и запись их в лекционные тетради.

б) Взаимное обучение по плану:

  1. образная память (в опоре на схему)
  2. словесно-логическая память (в опоре на тезисы)
  3. двигательная память (в опоре на ключевые вопросы)
  4. эмоциональная память (в опоре на микроконспект в картинках)
  5. произвольная, непроизвольная память (в опоре на таблицу)
  6. КП, ДП, ОП.(в опоре на план)

Алгоритм работы: в порядке очередности, представленной в плане на доске, распад микрогрупп, взаимное обучение и закрепление предлагаемых видов памяти до раскрытия темы в полном объеме.

Проверочный этап.

- Какие приемы успешного запоминания могли вам понять и запомнить учебный материал? (Тези­сы, план, вопросник, схемы, незаконченные предложения).

5. Закрепление темы (применение полученных знаний):

- Проверим, как разобрались и поняли тему «Виды памяти» в ходе минисоревнования.

Перечень конкурсных заданий для  6 команд:

  1. Сбор схем по теме «Виды памяти».
  2. Обобщение по теме с опорой на схему. (Дается команде, которая первой выполнила предыдущее задание).
  3. Определение вида памяти, о котором говорится в стихотворной строке

( ярко представить результаты своей работы в порядке очередности.)

-  Я помню вальса звук прелестный. (Непроизвольная, образная, слуховая память).

- Нет, не глаза твои я вспоминаю в час разлуки, не голос твой я слышу в тишине.

Я помню ласковые, трепетные руки,

и о любви они напоминают мне. (Образная, осязательная память).

- Только память вы в сердце храните

О горячности наших сердец,

О возникшей в стенах общежитий,

Тесной дружбе студенческих лет. (Образная, эмоциональная память).

- Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты. (Образная, зрительная память).

  • Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. (Произвольная, образная, слуховая память).
  • Мы запомним суровую осень;
  • Скрежет танков и отблеск штыков,
  • И в веках будут жить 28

Самых храбрых твоих сынов. (Произвольная, словесно – логическая память).

Подведение итогов выполнения конкурсных заданий.

6. Особенности развития памяти у младших школьников.

- Полученные знания помогут не только уточнить свой тип памяти, но и ус­пешно развивать память младших школьников. Но прежде нужно выяснить её возрастные и индивидуальные особенности у учащихся 1-4 классов.

Этой проблемой занималась микроисследовательская группа, которая доло­жит сейчас о результатах своей работы.

Задание группам.

По ходу выступления поразмышлять над вопросами:

 -Что вам понравилось в выступлении?

- Что бы вы взяли из него для своей будущей работы с детьми? 2-ой час.

7. Изучение индивидуальных особенностей памяти.

 

-Прежде чем развивать память детей, нужно изучить индивидуальные осо­бенности своей памяти и умело пользоваться ими. (Проводится тест «Как мы запоминаем?»)

- Каким бы типом памяти вы не обладали, не забывайте придерживаться правил об­ращения с нею. (Знакомство с этими правилами под руководством ведущих групп. Ана­лиз и практическое выполнение некоторых из них.)

8. Рефлексия:

Вот и подошло к концу наше учебное занятие.

- Если вам оно понравилось – хлопните в ладоши.

- Кого оно оставило равнодушными – сядьте прямо.

9. Подведение итогов учебного занятия, оценивание работы класса.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Где эта информация может вам пригодиться?

-Каковы возможности её использования в ходе прохождения разных видов педагогической практики?

Следование правилам обращения с  памятью поможет вам не только развить свою память, но и овладеть, господствовать над ней и учить этому младших школьников. Желаю удачи! До свидания.





Авторские публикации

Все работы

Методические указания по проведению практической работы №7 на тему "Построение рисунка фланца в системе автоматизированного проектирования AutoCAD"

Методические рекомендации для преподавателей по курсу профессионального модуля ПМ.08 Выполнение работ по профессии официант в горно-туристских комплексах

Росметод 2020