8 800 550 81 19

Главная - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Разработка конструктивной деятельности на уроках литературы и русского языка в техникуме
Конкурсная работа "Разработка конструктивной деятельности на уроках литературы и русского языка в техникуме"
Дата размещения 02.11.2014
Название работы: "Разработка конструктивной деятельности на уроках литературы и русского языка в техникуме"
Ключевые слова:

458
2
5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ЭЛЕКТРОГОРСКОЕ ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

==============================================================================================

Всероссийский профессиональный конкурс методических разработок «Методический потенциал в современном профессиональном образовании»

Номинация «Учебное пособие»

 

«Разработка конструктивной деятельности  на уроках литературы и русского языка в техникуме»

 

 

 

 

автор Карнизова Наталья Владимировна,

 преподаватель русского языка и литературы высшей категории

ГБПОУ МО ПППЭТ ЭОСП

 

 

 

 

2014-2015 учебный год

 

Содержание

 

 

1.Введение………………………………………………………………………………3

2.Основная часть……………………………………………………………………….5

А). Правила подготовки к исследованию на уроках литературы……………………………………………………………………………...5

Б). Правила подготовки к исследованию на уроках русского языка

по морфологии……………………………………………………………………………..8

В). Организация учебно-исследовательской деятельности студентов……………...9

3.Заключение…………………………………………………………………………..12

4.Библиография………………………………………………………………………..13

 

1.Введение

Аннотация: Психолого-педагогические исследования, проводившиеся в 60-70-х годах XX века, показали, что интерес к обучению у школьников, а тем более у студентов техникумов падает, и главные причины этого – перегрузка памяти, отрицательные эмоции (страх перед оценками и преподавателями), однообразие уроков, необходимость сухого, неэмоционального воспроизведения информации.  Как же преодолеть эти факторы?

Ключевые слова: исследовательская деятельность, структура уроков, диагностика знаний и умений.

      Профессиональная деятельность преподавателя многогранна и разнопланова. И все же важнейшей сегодня становится исследовательская деятельность или, иначе, конструктивная, суть которой заключается в разработке деятельности студентов на уроках литературы и русского языка. Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее нужно рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Вовлечение наших будущих «Кулибиных» и «Ломоносовых» в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний – это стратегическое направление развития образования  в новом веке. Психолого-педагогические исследования, проводившиеся в 60-70-х годах XX века, показали, что интерес к обучению у школьников, а тем более у студентов техникумов падает, и главные причины этого – перегрузка памяти, отрицательные эмоции (страх перед оценками и преподавателями), однообразие уроков, необходимость сухого, неэмоционального воспроизведения информации.  Как же преодолеть эти факторы? Специалисты считают, что есть два пути: работать над содержанием учебного материала, сделать его более интересным и занимательным; организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние побуждения к учению, вызывал радостные переживания от овладения знаниями. Чрезвычайно популярна в наши дни исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы и русского языка во внеурочное время, так как приемы и задания позволяют активизировать познавательный процесс. При данной форме очень эффективно повторение пройденного материала, обобщение, комплексная работа с текстом, а самое главное – творческий подход учащихся.

   Мне, преподавателю русского языка и литературы, пришлось обратиться к различным методикам, подобрать материал для наблюдения, спланировать определенные этапы работы. Для создания атмосферы исследования, мне приходится планировать виды и формы заданий:  выбираю нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося; стараюсь сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке; формирую проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока. Обязательное условие для преподавателя – это умелая организация систематической самостоятельной поисковой деятельности студентов по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности, а не интерпретация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть

А). Правила подготовки к исследованию на уроках литературы

       Центром внимания преподавателя и студентов становится словесно-художественное произведение. Они  открывают его для себя как произведение искусства, а преподаватель пытается помочь им его понять. Задача читающего – понять смысл текста, закодированный автором посредством языка художественных образов. Позиция преподавателя отличается от позиции студента тем, что он уже знает код или коды, уже познал структуру текста и осмыслил его и потому может выступить посредником между творцом текста (произведения) и учащимся в их диалоге.

Первое правило: прежде чем заняться исследованием, нужно проанализировать произведение, осмыслить его, сформулировать важные мысли, выраженные автором, его позицию и художественную идею.

Второе правило: прежде чем начать исследование, подумать нужно о том, как текст может быть воспринят студентами, определить, кому, где и в чем нужна будет помощь.

Третье правило: необходимо уточнить требования программы, так как программа  задает направление, которого преподаватель, выбравший ее для себя, должен придерживаться.

Структура уроков литературы - модель, которая каждый раз заполняется конкретным содержанием. Обусловливают структуру урока литературы на любом этапе литературного образования принципы работы с литературным произведением в техникуме. Они, в свою очередь основываются на закономерностях восприятия студентами литературы как искусства слова. Принципы вовсе не обязательно заучивать наизусть, важнее понять, почему структура именно такова и как при ее жесткости преподаватель может творить. Традиционно в любой системе уроков выделяют три этапа: вступительный, анализа произведения и заключительный.

Вступительный этап, или этап подготовки студентов к восприятию литературного произведения объясняется принципом мотивации любой деятельности, в том числе и читательской. Данный этап должен проводиться тогда, когда еще идет изучение другого произведения, вклиниваться в другую систему уроков. Вступительный урок должен быть связан не только с изучением произведения, но и с тем, которое изучается в данный момент.

Этап анализа произведения, или работы с текстом, - самый протяженный и самый важный в системе уроков. Условно можно в нем выделить небольшие этапы: выявление восприятия; постановка учебной задачи; решение учебной задачи. Эта деятельность просто необходима не только преподавателю, но и студентам. Работа с текстом произведения должна быть организована таким образом, чтобы помочь ребятам преодолеть негативные стороны самостоятельного восприятия текста и одновременно научить их анализировать художественный текст, понимать его. Восприятие одного и того же произведения у наших воспитанников не будет одинаковым по глубине и эмоциональности; читательские оценки событий и персонажей никогда не совпадут, так как скажутся как внешние социальные влияния, так и семейные установки, социально-половой фактор, уровень культуры.  Кроме того, выясняется, что далеко не на все вопросы у наших студентов есть ответы. Несовпадения, различия в восприятии, вопросы, оставшиеся без ответа, послужат сильнейшим мотивом как для повторного обращения к тексту, так и для его анализа.  Проблемы, которые возникают у наших студентов при самостоятельном  чтении, становятся его учебной задачей, внутренне мотивирующей анализ текста. Учебная задача вытекает не только из целей и задач преподавателя, но и из потребностей воспитанника разобраться в прочитанном. Учебная задача неразрывно связана с предыдущим этапом выявления восприятия и логически завершает его: преподаватель, выслушав впечатления и мысли студентов, родившиеся при самостоятельном чтении произведения, либо задает проблемный вопрос, либо предлагает ребятам принять участие в исследовательской деятельности. Решение учебной задачи осуществляется в процессе анализа  текста и занимает несколько уроков.

      Самая большая проблема, с которой мне, преподавателю литературы, приходится сталкиваться – это отбор материала. Мне помогают два принципа, которые только на первый взгляд противоречат друг другу, - принципы избирательности и целостности анализа.

Принцип избирательности подсказывает, что из всего разнообразия художественных элементов мы отбираем для анализа лишь те, которые наиболее ярко выражают идею автора.

Анализ произведения, будучи избирательным, остается целостным. Это означает, что литературный текст  рассматривается на  уроках литературы как единое целое, как система, все элементы которой, язык, композиция, содержание,  взаимосвязаны.  Отбирая материал для анализа, мы считаем, что наша цель – освоение идеи произведения, которая растворена в художественной форме и содержании. В ходе анализа текста мы выстраиваем диалог студентов с художественным произведением и его автором. Анализ требует внимательного отношения к тексту произведения. Задача преподавателя состоит в том, чтобы открыть ребятам принципиальную невозможность ничего изменить в произведении: от его названия до знака препинания.

Заключительный этап, где завершается анализ произведения синтезом, который осуществляется на заключительных занятиях. Синтез - интерпретация произведения, его толкование, подкрепленное аргументами, полученными в процессе анализа. Можно создать новую проблемную ситуацию, разрешение которой покажется, что далеко не все загадки произведения исчерпаны на уроке и потребует от студентов применить полученные на уроках знания и умения в новой ситуации, посмотреть на текст еще с другой  стороны. Заинтересовать ребят  поиском смысла, обнаружением загадок текста и их разгадыванием и означает, на мой взгляд, подтолкнуть их к саморазвитию. Пусть ответы на вопрос о том, что же есть истина, смысл жизни, счастья и милосердия, будут неодинаковыми в финале учебной работы с текстом произведения – в этом залог того, что еще не раз оно будет востребовано, продолжит свою жизнь в нашей культуре. В основе исследовательской деятельности преподавателя лежат три правила: преподавателю необходимо самому осмыслить произведение, которое он собирается изучить с учащимися; выявить, как это произведение восприняли его ученики, какие трудности возникли у них при чтении; определить, какие образовательные задачи он будет решать на уроках.  Система уроков с ее четкой структурой становится средством воплощения общего преподавательского замысла в конкретную деятельность.

Б). Правила подготовки к исследованию на уроках русского языка по морфологии

      Будущие исследователи в области морфологии   имеют сначала очень приблизительное представление о частях речи, поэтому ввожу первый, предварительный этап. Он дает учащимся возможность войти в русло лишь отчасти знакомой науки, предусматривает систематизацию и расширение их общеморфологических знаний, определенный настрой на языковую рефлексию. Мне приходится на этом этапе проводить диагностику знаний и умений, определить, как организовать последующие знания. Основными компонентами (или этапами) исследования являются:

-постановка задачи;

-предварительный анализ информации, условий и методов решения задач;

-формулировка исходных гипотез;

-планирование и организация эксперимента;

-анализ и обобщение полученных результатов;

-проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

-окончательная формулировка новых факторов и законов;

-получение объяснений или научных предсказаний;

-внедрение полученных результатов в учебную деятельность.

В). Организация учебно-исследовательской деятельности студентов

1.Предварительный этап.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: диагностика знаний, навыков и  умений; организация в сфере личных интересов учащегося. Формирование общих представлений об исследовательской работе по русскому языку. Знакомство с современными проблемами изучения русского языка в области морфологии. Развитие языковой рефлексии.

Содержание занятий: письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку в области морфологии, способности и интересы участников УИД. Обсуждение работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование. Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор морфологического материала, ведение записной книжки или дневника исследователя.

2.Выбор проблемы исследования.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: предварительная ориентация в выборе проблемы исследования. Содержание занятий: обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает преподаватель, учитывая и личные качества студентов, и тематику предстоящих конференций).

3.Изучение научной литературы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой.

Содержание занятий: составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ.

4.Формулирование темы, гипотезы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).

Содержание занятий: консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования.

5.Сбор материала.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: обучение сбору языкового материала или постановке морфологического эксперимента.

Содержание занятий: планирование и проведение морфологического эксперимента, сбор языкового материала.

6.Обработка полученного материала.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм. Содержание занятий: обработка полученного материала.

7.Формулирование выводов. Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: выработка умения формулировать выводы.

Содержание занятий: систематизация и обобщение результатов работы. 8.Создание текста УИД.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: практическое овладение научным стилем речи. Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста.

Содержание занятий: написание текста исследовательской работы. Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.

9.Оценка работы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: рефлексия на продукт и результат УИД.

Содержание занятий: анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов на открытом уроке русского языка.

10.Представление результатов работы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: овладение навыками устного публичного выступления.

Содержание занятий: представление работы на научно – практической конференции обучающихся школ и студентов  «Шаг в науку» ( в городах Электрогорск, Павловский Посад ,Москва, Санкт – Петербург))

Переходя от этапа к этапу, студент учится: работать с первоисточниками;  наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; формировать гипотезу; обобщать материал и представлять его в виде текста; проводить презентацию исследовательской работы. На всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности.

 

4.Заключение

 

      Языковая личность наших студентов  находится в процессе активного формирования, прежде всего это касается развития речевой и языковой  рефлексии. Поэтому необходимо усилить роль исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка, особенно в морфологическом аспекте. Опираясь на опыт современных преподавателей, актуализируя тексты Марацмана В. Г., следует заметить, что  эффективным средством обучения и развития такой инновационной системы, как исследовательская деятельность,  является открытие новых знаний и способов деятельности, углубление и систематизация изученного; поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления.

      Исследовательская деятельность по литературе  необходима как практическая составляющая – для выражения своей мысли; умения обосновать тему.

 

5.Библиография

 

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

2.Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках // Обучение русскому языку в школе: Учебн. пособие / Под ред. Е.А. Быстровой. М., 2004.

3.Марацман В.Г. Эволюция читателя – школьника // Проблемы методики преподавания литературы: Учебное пособие. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976.

4.Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976.

5.Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников, 2003, № 4.

Отзывы о работе

Имя: Козловских Екатерина Валерьевна
Организация: ГБПОУ КК ААТТ
Должность: преподаватель
Оценка: 5
Отзыв: Работа автора носит актуальный характер, так как является обобщением собственного опыта по проблеме организации исследовательской работы обучающихся. Исследование ведёт обучающихся в область самостоятельных поисков и открытий, формирует активную позицию в процессе обучения, формирует и раскрывает творческий потенциал контингента. Грамотно организованная исследовательская деятельность повысит глубину понимания произведения, будет способствовать воспитанию желания чтения художественной литературы и развитию речи обучающихся, обогатит их словарь и выведет на новую ступень познания и творчества. Более того, именно данная работа формирует такие ключевые компетенции как способность находить и применять информацию, готовность к общению и сотрудничеству. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, студентам филологического факультета высших учебных заведений. Пособие поможет педагогам, занимающимся исследовательской деятельностью, повысить интерес обучающихся к поисковой деятельности, сделать процесс обучения литературе более содержательным и интересным.
Имя: Каргина Ольга
Организация: ГОУ СПО ТО "Тульский экономический колледж"
Должность: преподаватель
Оценка: 5
Отзыв: Урок-исследование - инновационная, эффективная технология проведения уроков в форме исследовательской, поисковой модели обучения, когда студент поставлен в ситуацию получения знаний (приобретения умений и навыков) в процессе активного познания. Представленный материал может быть использован преподавателями как помощь при проведении теоретических занятий, так и при самостоятельной работе студентов.




Авторские публикации

Все работы

Формирование внимания у студентов, обучающихся по специальности "Педагог по физической культуре"

Дезинтеграционные процессы в СССР во второй половине 80-х годов

Росметод 2020